(познавательный журнал) "Мы продолжаем упускать многое в жизни просто из-за недостатка храбрости.
Фактически, не нужно никаких усилий, чтобы достичь – только храбрость, –
и всё начинает приходить к тебе, вместо того чтобы ты куда-то за чем-то
шёл... по крайней мере, во внутреннем мире, это так." ОШО
Блог
Главная » 2011 » Июль » 17 » Как правильно воспитать и выдрессировать щенка?
02:05
Как правильно воспитать и выдрессировать щенка?
Дрессировка щенка - это выработка у него навыков, привычек, полезных для
хозяина. Воспитание направлено на приучение щенка своевременно
воспринимать раздражители внешней и внутренней среды и правильно на них
реагировать с целью облегчения его повседневного содержания и
последующей дрессировки.
Одновременно в процессе воспитания у щенка затормаживаются и изживаются
ненужные, вредные «привычки». Этим достигается удобное и выгодное для
хозяина, членов его семьи и окружающих поведение щенка.
Под начальной дрессировкой, иногда называемой воспитательной, понимается
выработка у щенка условных рефлексов и первоначальных навыков,
позволяющих при помощи команд и жестов управлять его поведением. В
отличие от дрессировки взрослых собак, начальная дрессировка щенков не
ставит своей целью приучать их немедленно, четко и безотказно выполнять
команды в любых условиях окружающей среды, а лишь правильно реагировать
на них и выполнять, пусть даже недостаточно четко и несовершенно.
Воспитанием щенка занимаются в период его выращивания и начальной дрессировки, поэтому они тесно переплетаются между собой.
Успех воспитания зависит, прежде всего, от условий, в которых происходит
рост и развитие щенка. Если эти условия благоприятные: щенок содержится
в светлом, сухом, достаточно просторном и проветриваемом помещении,
имеет полноценный суточный рацион, ежедневно обеспечивается
продолжительными прогулками и играми, - то он хорошо растет и
развивается и успешно поддается воспитанию. И наоборот, если щенок
вырастает недостаточно физически развитым, болезненным, то и воспитание
его будет проходить менее эффективно.
Успех воспитания также во многом зависит от того, насколько оно
методически правильно построено и выполняется, что, в свою очередь,
определяется степенью подготовленности хозяина-воспитателя щенка к
данной роли, наличия у него соответствующих знаний и опыта.
Владельцу необходимы знания основ психофизиологии поведения и
дрессировки собак. Это позволит ему правильно, со знанием дела
обращаться со своим питомцем и эффективно воздействовать на него в целях
выработки полезных и затормаживания вредных - навыков, привычек.
Поэтому рекомендуется, до того как у вас появился щенок, внимательно
прочитать соответствующую главу в учебнике по служебному собаководству.
Для тех, кто не имеет такой возможности, кратко изложу основные
положения этой важной темы.
Животные, в том числе и собаки, постоянно испытывают воздействие
окружающей среды. Один из них приятные, например, запах, и вид пищи
хозяина и др., другие - неприятные: холод, жара и др., - третьи -
нейтральные, не имеющие жизненного значения. Кроме того, на животных
воздействуют раздражители, поступающие из организма в процессе его
жизнедеятельности. В результате возникают потребности в пище, воде и пр.
Таким образом, поведение животных состоит из комплекса разнообразных,
довольно сложных действий в ответ на раздражители, поступающие из
организма и из внешней среды.
К числу наиболее жизненно важных относится потребность в корме и воде,
воздухе, защите от врагов, отдыхе после работы, удовлетворения полового
влечения для продолжения рода.
Одновременно с возникаемыми потребностями у собак проявляются
разнообразные переживания (эмоции): голод, жажда, страх, злоба,
привязанность и любовь к хозяину, и др. Основными устремлениями собак в
процессе их жизни, проявляющимися в разнообразных формах их поведения,
являются борьба за сохранение жизни и продление рода (размножение).
Как же удовлетворяются эти потребности, как приспосабливаются животные, в
том числе и собаки, к жизни и продлению своего рода в различных, в том
числе и неблагоприятных, условиях среды их обитания?
Важную роль в этом, особенно в первые месяцы жизни щенка, играют
инстинкты, - врожденные, передающиеся по наследству способности,
проявляющиеся у животных без предварительного обучения, как бы
автоматически, вне зависимости от их опыта, а нередко и вопреки ему.
Таковыми являются пищевой, охранительный, родительский инстинкты,
инстинкт свободы и др.
Благодаря родительскому инстинкту сука при рождении каждого щенка
разгрызает и поедает околоплодный пузырь, перегрызает пуповину, поедает
послед, тщательно облизывает щенка, мордой пододвигает к соскам и др.
Повинуясь инстинктам, только что родившийся глухой и слепой щенок
находит сосок матери и сосет молоко, ползет к матери и другим щенкам,
чтобы согреться, скулит, чтобы привлечь внимание матери, немедленно
отдернет лапу, если сильно надавить на нее или уколоть.
До 3-недельного возраста щенкам для нормальной жизни достаточно
заложенных у них и у матери инстинктов. Но как только щенок начинает
видеть и слышать, подниматься на лапы и отходить от матери, инстинктов
не хватает, требуется жизненный опыт. Возникает необходимость в
систематическом воспитании (обучении). В первый месяц-полтора жизни
щенка эту работу берет на себя мать. Она следит, чтобы малыш от нее не
отдалялся и не подвергался опасности, «непослушных» мордой или, схватив
пастью за загривок, водворяет на место.